Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Почему крупнейшие девелоперы восстали против мэрии и при чем здесь точечная застройка. Хроника конфликта

13 октября 2020, 10:00
Почему крупнейшие девелоперы восстали против мэрии и при чем здесь точечная застройка. Хроника конфликта
Фото: Департамент информационной политики Свердловской области
Претензии по поводу принципов работы мэрии предъявило не просто бизнес-объединение, а ключевая отрасль городской экономики, куда входят строительные подразделения промышленных холдингов — УГМК и «Группы Синара». Девелоперы указывают на то, что муниципальные депутаты подставляют губернатора, в KPI которого в том числе «зашиты» цифры по вводу жилья.

Гильдия строителей Урала и строительный комитет Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей по очереди обнародовали претензии к мэрии Екатеринбурга. Суть недовольства бизнес-объединений сводится к следующему: городские власти не меняют законодательство в соответствии с федеральными трендами. Это тормозит строительную отрасль и ведет к тому, что поручения президента России по объемам ввода жилья не будут выполнены. Это в конечном счете скажется на стоимости квадратного метра жилья.

Гильдия строителей Урала предъявила чиновникам ультиматум и пригрозила, что выйдет из диалога с мэрией Екатеринбурга. В формулировках СОСПП обращение выглядело более дипломатично. Лоббистская структура призвала мэрию к конструктивному диалогу, подчеркнув, что сложившаяся ситуация ее тоже не устраивает.

Конфликт между строителями и чиновниками возник на прошлой неделе, после того как комиссия по городскому хозяйству отклонила поправки в строительные правила, нарушив договоренности между чиновниками и девелоперами. Формально предлогом для этого стало суждение депутатов о том, что в Екатеринбурге начнется точечная застройка.

Что произошло?

Со стороны кажется, что строительные организации воюют за уплотнительную застройку и хотят за счет этого повысить собственную прибыль, а чиновники им в этом противостоят. Но это не совсем так, утверждают сами девелоперы.

Геннадий Черных, директор компании Prinzip:

Почему крупнейшие девелоперы восстали против мэрии и при чем здесь точечная застройка. Хроника конфликта

— Это не просто крик о помощи. Это желание, чтобы стало слышно, поскольку по-другому не получается.

В сентябре 2019 года екатеринбургские девелоперы на встрече с губернатором Евгением Куйвашевым высказали основные претензии в адрес мэрии, копившиеся длительное время. Прежде всего недовольство связано со сроками рассмотрения градостроительной документации: бумаги «висели» по 100–200 дней, хотя по закону должны быть согласованы в течение месяца.

Тогда областные власти встали на сторону девелоперов из-за нацпроекта, который предписывал в полтора раза увеличить объемы ввода жилья, а ответственность за целевые показатели лежала на главе региона. По данным екатеринбургских застройщиков, примерно 40% времени от всего строительного цикла уходит на покупку земли, создание проекта, стройку и ввод в эксплуатацию, а остальное время — на согласование документов. Из-за этого себестоимость стройки возрастала на 10–15%.

С начала 2020 года об устаревших регламентах, тормозивших стройку, и упрощении согласительных процедур начали говорить на федеральном уровне. Тогда екатеринбургские девелоперы выступили за отмену коэффициента строительного использования территории (КСИТ), но, по словам одного из участников закрытых совещаний в мэрии, где обсуждались новые параметры, вице-мэр по капстроительству Алексей Бирюлин настоял на том, чтобы повысить его с трех до четырех (на каждом квадратном метре участка разрешат возводить 4 кв. метра зданий вместо нынешних 3 кв. метров).

Геннадий Черных:

— Все города-миллионники отказались от КСИТ, и стройка там регулируется местными нормативами. А в Екатеринбурге это стало инструментом влияния. Необходимость учитывать КСИТ вынуждает застройщиков разрабатывать проекты планировки. А это рынок на сотни миллионов рублей, который фактически делят две проектные организации.

После заседания комиссии по горхозу строители почувствовали себя обманутыми. Дело в том, что депутаты отклонили новые параметры, обвинив их в жадности и «лоббировании узкокорыстных интересов». Алексей Бирюлин, который сам предложил повысить КСИТ, выглядел во время доклада неубедительным и не пытался объяснить все народным избранникам.

Также чиновник объявил, что 30% проектов в городе являются точечной застройкой. Цифра, по мнению девелоперов, преувеличена в 10 раз. Именно из-за этого у них возникло ощущение того, что мэрия ведет двойную игру и имитирует диалог.

К чему это приведет?

Политтехнолог Александр Пирогов считает, что такой маневр — это попытка строительного бизнеса подключить к диалогу вышестоящие инстанции.

Александр Пирогов, политтехнолог:

Почему крупнейшие девелоперы восстали против мэрии и при чем здесь точечная застройка. Хроника конфликта

— Это заявление — попытка хлопнуть дверью, чтобы от грохота кто-то обратил внимание на суть вопроса. Можно сделать вывод о том, что процесс переговоров никогда не прекращается. Вопрос в том, кто в этих переговорах займет более аргументированную позицию, которая устроит всех. Любая договоренность — это продукт непротивления сторон. Пока обе стороны сопротивляются.

Девелоперы считают, что решение депутатов в будущем скажется на объемах ввода жилья. Если нынешняя динамика согласования проектов в Екатеринбурге сохранится, то область не достигнет показателей по нацпроекту.

«В мэрии постоянно говорят, что существует задел, что одобрено граддокументации на 5 млн кв. метров жилья. Но 1,5 млн кв. метров из них приходится на ВИЗ-Правобережный, а 2,2 млн кв. метров — на Академический, где никто не будет строить больше 150 тыс. кв. метров в год. Необходима более равномерная карта согласований», — сказал корреспонденту 66.RU один из девелоперов.

Кроме того, горадминистрация несколько лет не выставляет на аукцион землю под многоэтажное строительство. По его подсчетам, в 2021 году дефицит ввода жилья может достигнуть 300 тыс. кв. метров, а в 2022 году — еще больше. А недостаток предложения на рынке обязательно потянет цены вверх, продолжает девелопер.

Профильный вице-мэр Екатеринбурга Алексей Бирюлин отказался от комментариев, перенаправив вопросы в пресс-службу мэрии.

Кто стоит за конфликтом?

В ответ на разрыв отношений в горадминистрации еще в пятницу поясняли, что продолжат переговоры со всеми представителями строительной отрасли. «Союз промышленников и предпринимателей и Гильдия строителей — не единственные организации в сфере строительства», — подчеркнули в пресс-службе.

Что бы ни говорили в мэрии, в Гильдию строителей Урала входят крупнейшие девелоперы, контролирующие большую часть строительного рынка Екатеринбурга. От лица девелоперского сообщества свое недоверие выразили промышленные гиганты вроде УГМК и «Группы Синара», которые в Екатеринбурге представлены по большей части девелоперскими проектами. Единственной большой компанией, которая не подписала обращение, стала «РСГ-Академическое», входящая в другую саморегулируемую организацию.

СРО «Гильдия строителей Урала» — структура, способная влиять на городскую политику. По сути, профсообщество имеет все рычаги, чтобы корректировать решения администрации, и имеет признаки политического объединения. Во-первых, из-за общих интересов и целей. Во-вторых, из-за иерархии и системы выработки совместных решений (в уставе прописаны функции общего собрания и совета СРО, регламентирована процедура голосования). В-третьих, из-за способности мобилизовать сторонников (во время общественных обсуждений за увеличение плотности застройки проголосовали 5496 человек — гораздо больше, чем когда-то православных за строительство храма Святой Екатерины в сквере у Драмтеатра). На фоне противоречий с нынешней городской командой застройщики выглядят более сплоченными.

Александр Пирогов считает, что строители не представляют политическую силу в традиционном понимании, но в случае осложнения ситуации обычно прибегают к политическим методам.

Александр Пирогов:

— Если нет возможности договориться иначе, то строители прибегают к радикальным методам. Но стороны бьются не за власть, а за более выгодные условия для себя при достижении договоренностей. Сохранит ли мэрия возможность контролировать и координировать строителей? Или строители будут решать вопросы в обход мэрии или с минимальным вмешательством? Это такая экономическая политика.

При этом политолог не исключил, что конфликтом захотят воспользоваться политические оппоненты нынешней городской команды. «Соблазн погреть руки на чужом конфликте — очень велик, но пока непонятно, в какой форме это может быть реализовано и какими инструментами», — сказал Александр Пирогов.